День защиты детей - 1 июня
Детское здоровье Семейные проблемы Детский сад и школа Безопасность дома Опасный мир Открытый мир Первое июня


Детское здоровье

Семейные проблемы

Побудь один домаЗапреты - элемент воспитанияУправление эмоциямиНовый папа – радость или горе?
Детский сад и школа

Безопасность дома

Опасный мир

Открытый мир

Размышления


Первое июня


Татьяна Латукова. Фантастический роман «Небо в алмазах»
Безопасность, дети, книги. Интервью с писательницей Татьяной Латуковой



Запреты - элемент воспитания

Зачем нужны запреты? Взрослому человеку вряд ли нужно объяснять, для чего нужны различные табу и ограничения. Ведь это необходимые составляющие жизни в социальной среде. Все мы когда-то усваивали систему различных "нет" из объяснений родителей и усваивали из социальной среды. Ведь дети не способны самостоятельно и сознательно ограничивать себя в том, что их интересует, что им хочется, что им нравится.

Запреты - элемент воспитания

Запрет - важный элемент воспитания. Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу- получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Система ограничений вносит в повседневный мир ребенка стабильность и надежность. Исследовав мнение самих ребят, психологи пришли к выводу, что, несмотря на видимые протесты дети ждут от мам и пап привычных указаний и готовы их выполнять. Ребенку совершенно необходимо запрещать некоторые вещи, чтобы он в том числе чувствовал внимание к себе.

Большинство детей признают за взрослыми несомненное право регулировать их поведение. Статистика говорит о том, что взрослые, которым трудно сказать "нет", как правило, сами получили нестрогое воспитание, то есть их родите были слишком мягкими. Задумайтесь, хотите ли вы, чтобы в будущем ваш сын или дочь прослыли безотказными. Ведь такая характеристика не всегда позитивна. К тому же и сам человек, безропотно выполняющий чужую работу, постоянно взваливающий на себя проблемы и обязанности других людей, редко чувствует себя счастливым.

Есть мнение, что запреты ограничивают нашу свобода Но понравился бы нам мир, в котором повсеместная вседозволенность является нормой? Если мы в чем-то и свободны, то лишь благодаря тому; что знаем правила, по которым строится жизнь в обществе.

Когда вводить ограничения? Специалисты сходятся во мнении, что понимать слово "нельзя" ребенок начинает ближе к году. Соответственно именно тогда родителям имеет смысл задумываться о введении правил и ограничений. Причем делать это нужно аккуратно, логично и постепенно. Вряд ли появление в жизни ребенка нового запрета будет принято им с ходу и безоговорочно - приготовьтесь к отпору. Тем более что как раз ко времени введения в лексикон родителя слов "нет" и "нельзя" может подоспеть кризис первого года (его еще называют кризисом становления ходьбы, речи и воли).

Протест в таком случае выражается очень бурно - в криках, плаче, падениях на пол. Задача взрослых на этом этапе - не допустить излишнего давления на ребенка, но быть последовательными в своих требованиях: запрещая что-то, не разрешать этого впредь. Сначала малыш будет потом попытается разными способами убедить вас отменить запрет. В конце концов он начнет следовать вашим словам, и очень важно этот момент не упустить.

Вовремя похвалив малыша за соблюдение запрета, вы облегчите ему жизнь в дальнейшем, когда правил станет больше и выполнять их будет все труднее. Бояться запрещать что-то ребенку не нужно. Табу задают необходимые рамки поведения, делают жизнь понятной и комфортной, обеспечивают физическую и психологическую безопасность мальчикам и девочкам до четырех-пяти лет.

"Профилактика" запретов: Прежде чем вводить в ежедневный рацион "меню запретов", необходимо понять, что "нет" и "нельзя" - блюда особенные. Если постоянно одергивать ребенка, он только обозлится и перестанет к вам прислушиваться. Чем реже вы произносите слово "нет", тем оно действеннее. Чтобы уменьшить количество запретов. нужно разумно организовать пространство, в котором живет малыш: убрать из зоны досягаемости все, что может быть опасным или вредным для ребенка; чаще бывать с малышом на Свежем воздухе, где он может больше и свободнее двигаться; предоставить крохе возможность удовлетворить свои познавательные интересы;

Дать поиграть с песком, крупой, водой - под наблюдением взрослых; предлагать ребенку достаточное количество игрушек, соответствующих его возрасту и интересам; убрать все предметы, с помощью которых ребенок в отсутствие родителей может забраться в опасные места; никогда не давать малышу повода делать то. что потом окажется под запретом.

Секрет эффективного запрета прост: если формулировать его правильно, вероятность его соблюдения будет высокой. Ну, а если терпения на вдумчивые объяснения у вас не хватает и напряжение выливается в грозное "НЕТ", постарайтесь компенсировать негатив - будьте нежнее, ласковее с ребенком в другие моменты вашего общения. Пусть он знает, что вы его очень любите, несмотря на все "нет" и "нельзя", которые вам так или иначе приходится ему говорить.

Как говорить "нет" чтобы вас услышали: Употребляйте "можно" вместо "нельзя". Если малыш хочет потрогать что-то горячее, вместо "нельзя, обожжешься" скажите "можно потрогать, но потом будет больно". При этом ребенку надо обязательно дать потрогать что-то, чтобы он почувствовал горячо. Иначе он может вам не поверить и захочет испытать все на собственном опыте. Вместе со словом "нельзя" говорите слово "можно". Это переключает, а заодно дает возможность выбора.

Например: "Бить сестренку нельзя, а погладить по голове - можно", "Куклу ломать нельзя, а одевать - можно", "Конфету сейчас нельзя, а банан - можно" - с акцентом на том, что можно. Запрещайте только то, что никак не можете разрешить. Категорические запреты должны касаться только совершенно неприемлемых вещей: вопросов здоровья и безопасности, норм общения и поведения в социуме.

Произносите свой запрет уверенно. В этом случае ребенок примет ваше "нет" спокойно и без лишних волнений. Будьте единодушны. Все "нет" и "нельзя" должны быть согласованы между членами семьи. То, что запрещает мама, ни при каких условиях не должны разрешать папа, бабушка или сестра. Ограничивая ребенка, не расслабляйтесь сами. Если вы запрещаете малышу есть конфеты, не лакомьтесь шоколадками у него на глазах.

Постарайтесь понять ребенка. Задумайтесь, почему малыш делает то, что ему не разрешают. Может быть, ему скучно или хочется привлечь к себе родительское внимание? В этом случае достаточно найти ребенку интересное занятие и поиграть вместе с ним, А может, ребенок не понимает смысла запрета? Объясните, но сделайте это сообразно его возрасту, с учетом интеллектуального развития, уровня знаний и опыта малыша.



Следующая страница: Управление эмоциями

    • Начало   • Семейные проблемы   • Запреты - элемент воспитания  
  © 0106.ru - День защиты детей, 2010-2018.
Детская безопасность, защита детей дома, в детском учреждении, в общественном месте.
Семейная безопасность, проблемы психологии. Опасности окружающей среды и социума.
Контакты
О проекте
Карта сайта
Поддержка сайта:
hopefish.ru