День защиты детей - 1 июня
Детское здоровье Семейные проблемы Детский сад и школа Безопасность дома Опасный мир Открытый мир Первое июня


Детское здоровье

Семейные проблемы

Детский сад и школа

Безопасность дома

Опасный мир

Открытый мир

Размышления

Безопасность, дети, книги. Интервью с писательницей Татьяной ЛатуковойПлохо ли родиться в високосный день?Советское детство – было ли оно безопаснее современного российскогоСпартанское воспитание – за и против

Первое июня


Татьяна Латукова. Фантастический роман «Небо в алмазах»
Безопасность, дети, книги. Интервью с писательницей Татьяной Латуковой



Спартанское воспитание – за и против

В каждой семье, в которой рождаётся и растёт мальчик, рано или поздно встаёт вопрос, как правильно воспитать в ребёнке столь нужные те самые мужские качества. Однозначного ответа на него нет, существует немало систем, так или иначе решающих эту проблему. Одной из наиболее ярких и известных подобных систем является так называемая спартанская, пришедшая к нам из античных времён.

Главная сложность здесь заключается в том, чтобы ограничить традиционные зацеловывания малыша. Сегодняшние мамы не знают и/или не понимают, почему этого не стоит делать и что подобные проявления материнской любви впоследствии пойдут любимому чаду только во вред. Как раз таки в древней Спарте такого не было и в помине. Но не будем торопить события.

Всем известна легенда, согласно которой все родившиеся дети проходили тщательный отбор и оставлялись только самые здоровые, а не прошедшие отбор сбрасывались, для чего якобы использовалась Тайгетская пропасть. Но в ней лишь часть правды – детей действительно самым внимательным образом осматривали на лесхе (специально отведённом для этого месте) и самых здоровых на самом деле оставляли в Спарте. Однако остальных детей никто не убивал, они просто жили и росли отдельно.

Система воспитания состояла из нескольких этапов, первый из которых предусматривал исключительно домашнее воспитание и длился вплоть до семи лет. В этот период все тяготы ложились на плечи матери, главной задачей которой являлось воспитание в сыне таких важных качеств, как выносливость, послушание и стремление всегда и во всём быть первым, победителем. Кроме того, спартанские дети учились быть неприхотливыми в быту, в еде, спать на тростниковых подстилках, которые они же сами и изготавливали, разрывая тростник руками, они не боялись одиночества и темноты и, конечно, умели за себя постоять. Словом, уже в самом малом детстве они были самыми настоящими воинами.

По достижении семи лет, помимо матери, воспитанием мальчика начинало заниматься само государство. Данный период по длительности охватывал время от семи и заканчивая тридцатью годами. Условно его можно было поделить на три этапа – от семи до 15 лет, с 15 по 25 и, наконец, с 25 по 30 лет.

С годами жёсткость и суровость воспитания только возрастали, в частности, детям стригли головы наголо, заставляли ходить босиком и зачастую практически без одежды. Так, например, на тринадцатом году мальчики снимали рубашки и им выдавались по плащу (так называемому хитону) на год. По окончании первом этапа проводился экзамен – «агон», во время которого, помимо традиционных гимнастических состязаний, детей публично высекали у алтаря Артемиды Ортии, что считалось тоже своеобразным состязанием – на этот раз на выносливость и терпение. В результате всех этих процедур будущий воин становился удивительно закалённым и его никакие выходки неприятеля не могли испугать. Что касается знаний, которые получали спартанцы, то все науки были изгнаны, обучению подлежали только чтение и писание.

Пятнадцатилетие знаменовалось зачислением в специальную группу «эйренов», в которой юноши продолжали своё воспитание тире обучение вплоть до 20 лет. В этом возрасте эйренам уже вменялось в обязанности оказание помощи в воспитании других, более молодых детей, что говорило о том, что к тому времени все основные добродетели и ориентиры были уже заложены в ребёнка.

Заключительный этап, оканчивающийся в 30 лет, был направлен не столько на подготовку воинов, а уже политически сознательных граждан, пользующихся определёнными правами. Удивительно, но на всём протяжении вышеописанного процесса воспитания молодые люди именовались несовершеннолетними.

Кстати говоря, девочки тоже не оставались в стороне от такого воспитания. Оказывается, они тоже не были на постоянном домашнем воспитании, и с ними, пусть не в том же объёме, что с мальчиками, но тоже занимались, давая различные упражнения, укрепляющие тело. В частности, они бегали, боролись, бросали копья и диски. Подобное укрепление считалось необходимым, дабы будущие дети этих девочек рождались крепкими и здоровыми.

Спартанец, даже будучи взрослым человеком, продолжал жить дома, оттачивая своё военное искусство. И каким бы он ни был, бедняком или знатным гражданином, всегда носил чрезвычайно простое одеяние. Как-то украшать свой внешний облик и следить за собой разрешалось только во время военных походов (неудивительно, что спартанцы так их любили). В частности, дорогую яркую одежду пурпурного цвета можно было надевать только на бой. Неслучайно спартанцы считались лучшими греческими воинами. Основные их качества – это мужество в бою и презрение к любого рода опасности по той простой причине, что они не боялись и смерти.

Спартанская борьба
Фрагмент керамической росписи из Спарты. Спартанское боевое искусство - панкратион - сочетало борьбу и бокс, из современных техник ей наиболее соответствуют бои без правил. Панкратион разрешал любые приёмы и броски, включая укусы. Укусы и ряд других приёмов были запрещены в Олимпийских играх, но разрешались в Спартанских. По легенде Тесей убил Минотавра благодаря тому, что был искусен в панкратионе. Два уровня поединков различали степень готовности бойцов. Младшие спортсмены или участники "отборочных квалификаций" боролись до падения на землю. Стандартный стиль Олимпийских игр подразумевал продолжение борьбы на земле.

Слова «спартанское воспитание» стали крылатыми, а подобный термин приобрёл несколько иное значение. Но основные моменты, в принципе, остались те же. Это предельно чёткое и жёсткое воспитание, без лишних сантиментов. При таком воспитании обязательными являются строгий распорядок дня и не менее строгий режим, касающийся всего и вся. Ребёнок пусть и не так сурово, как в спартанские времена, но также проходит определённую закалку силу воли. В частности, он должен с лёгкостью переносить все тяготы полевых условий и уж, ни приведи Господи, никогда не плакать – ни от боли (душевной, а тем более физической), ни от жары и ни от холода. Да много всего тут можно перечислить. Ведь при желании можно запретить практически всё.

Теперь что касается отношений между родителями и ребёнком. Здесь также всё должно проходить строго по регламенту – никаких ласк, объятий и поцелуев. Да что там говорить – хвалить ребёнка также запрещается. Баловать в таких семьях не принято, ключевое слово здесь – надо! Подобные «ежовые рукавицы» позволяют воспитать жёсткого и сильного человека, максимально приспособленного к окружающей действительности и далёкого от лирики и романтизма.

«За» или «против» такой формы воспитания можно привести немало аргументов. В частности, из основных «за» можно выделить воспитание сильного характера у ребёнка, он становится настоящим бойцом, он подготовлен к жизни, не знает никаких сантиментов, часто мешающих для продвижения по карьерной лестнице. Получается этакая машина, просто обречённая на успех.

Однако в жизни помимо работы и постоянной борьбы с окружающим и внутренним миром, есть ещё и жизнь личная. Вот с этим у «спартанцев» наблюдаются очевидные проблемы, они нечувствительны к чужим переживаниям, жестки в обращении, а порой и жестоки. Понятно, что с таким поведением построение счастливой семьи является непростой задачей. Хотя создать ещё одну «спартанскую» ячейку общества вполне можно.

И самое главное, при всех кажущихся преимуществах спартанской системы воспитания, не стоит забывать главного – при ней дети лишаются самого главного. У них отнимается детство, тепло материнских рук и забота отца. Конечно, каждому делать свой выбор касательно воспитания собственных детей, но наиболее правильным видится вариант грамотного сочетания обычных форм воспитания с некоторыми элементами «из Спарты», поскольку мужественность мальчикам не помешает. Главное найти правильный баланс и не перестараться!

А.Матвеев, 2012, специально для 0106.ru
Иллюстрация и описание: www.greektheatre.gr



    • Начало   • Размышления   • Спартанское воспитание – за и против  
  © 0106.ru - День защиты детей, 2010-2018.
Детская безопасность, защита детей дома, в детском учреждении, в общественном месте.
Семейная безопасность, проблемы психологии. Опасности окружающей среды и социума.
Контакты
О проекте
Карта сайта
Поддержка сайта:
hopefish.ru