Детское здоровье | Семейные проблемы | Детсад и школа | Безопасность дома | Опасный мир | Открытый мир | Первое июня |
Детское здоровье Семейные проблемы Детский сад и школа Безопасность дома Опасный мир Открытый мир Размышления Безопасность, дети, книги. Интервью с писательницей Татьяной ЛатуковойПлохо ли родиться в високосный день?Советское детство – было ли оно безопаснее современного российскогоСпартанское воспитание – за и против Первое июня Безопасность на воде: лодка, байдарка, каяк |
Спартанское воспитание – за и противВ каждой семье, в которой рождаётся и растёт мальчик, рано или поздно встаёт вопрос, как правильно воспитать в ребёнке столь нужные те самые мужские качества. Однозначного ответа на него нет, существует немало систем, так или иначе решающих эту проблему. Одной из наиболее ярких и известных подобных систем является так называемая спартанская, пришедшая к нам из античных времён. Главная сложность здесь заключается в том, чтобы ограничить традиционные зацеловывания малыша. Сегодняшние мамы не знают и/или не понимают, почему этого не стоит делать и что подобные проявления материнской любви впоследствии пойдут любимому чаду только во вред. Как раз таки в древней Спарте такого не было и в помине. Но не будем торопить события. Всем известна легенда, согласно которой все родившиеся дети проходили тщательный отбор и оставлялись только самые здоровые, а не прошедшие отбор сбрасывались, для чего якобы использовалась Тайгетская пропасть. Но в ней лишь часть правды – детей действительно самым внимательным образом осматривали на лесхе (специально отведённом для этого месте) и самых здоровых на самом деле оставляли в Спарте. Однако остальных детей никто не убивал, они просто жили и росли отдельно. Система воспитания состояла из нескольких этапов, первый из которых предусматривал исключительно домашнее воспитание и длился вплоть до семи лет. В этот период все тяготы ложились на плечи матери, главной задачей которой являлось воспитание в сыне таких важных качеств, как выносливость, послушание и стремление всегда и во всём быть первым, победителем. Кроме того, спартанские дети учились быть неприхотливыми в быту, в еде, спать на тростниковых подстилках, которые они же сами и изготавливали, разрывая тростник руками, они не боялись одиночества и темноты и, конечно, умели за себя постоять. Словом, уже в самом малом детстве они были самыми настоящими воинами. По достижении семи лет, помимо матери, воспитанием мальчика начинало заниматься само государство. Данный период по длительности охватывал время от семи и заканчивая тридцатью годами. Условно его можно было поделить на три этапа – от семи до 15 лет, с 15 по 25 и, наконец, с 25 по 30 лет. С годами жёсткость и суровость воспитания только возрастали, в частности, детям стригли головы наголо, заставляли ходить босиком и зачастую практически без одежды. Так, например, на тринадцатом году мальчики снимали рубашки и им выдавались по плащу (так называемому хитону) на год. По окончании первом этапа проводился экзамен – «агон», во время которого, помимо традиционных гимнастических состязаний, детей публично высекали у алтаря Артемиды Ортии, что считалось тоже своеобразным состязанием – на этот раз на выносливость и терпение. В результате всех этих процедур будущий воин становился удивительно закалённым и его никакие выходки неприятеля не могли испугать. Что касается знаний, которые получали спартанцы, то все науки были изгнаны, обучению подлежали только чтение и писание. Пятнадцатилетие знаменовалось зачислением в специальную группу «эйренов», в которой юноши продолжали своё воспитание тире обучение вплоть до 20 лет. В этом возрасте эйренам уже вменялось в обязанности оказание помощи в воспитании других, более молодых детей, что говорило о том, что к тому времени все основные добродетели и ориентиры были уже заложены в ребёнка. Заключительный этап, оканчивающийся в 30 лет, был направлен не столько на подготовку воинов, а уже политически сознательных граждан, пользующихся определёнными правами. Удивительно, но на всём протяжении вышеописанного процесса воспитания молодые люди именовались несовершеннолетними. Кстати говоря, девочки тоже не оставались в стороне от такого воспитания. Оказывается, они тоже не были на постоянном домашнем воспитании, и с ними, пусть не в том же объёме, что с мальчиками, но тоже занимались, давая различные упражнения, укрепляющие тело. В частности, они бегали, боролись, бросали копья и диски. Подобное укрепление считалось необходимым, дабы будущие дети этих девочек рождались крепкими и здоровыми. Спартанец, даже будучи взрослым человеком, продолжал жить дома, оттачивая своё военное искусство. И каким бы он ни был, бедняком или знатным гражданином, всегда носил чрезвычайно простое одеяние. Как-то украшать свой внешний облик и следить за собой разрешалось только во время военных походов (неудивительно, что спартанцы так их любили). В частности, дорогую яркую одежду пурпурного цвета можно было надевать только на бой. Неслучайно спартанцы считались лучшими греческими воинами. Основные их качества – это мужество в бою и презрение к любого рода опасности по той простой причине, что они не боялись и смерти.
Слова «спартанское воспитание» стали крылатыми, а подобный термин приобрёл несколько иное значение. Но основные моменты, в принципе, остались те же. Это предельно чёткое и жёсткое воспитание, без лишних сантиментов. При таком воспитании обязательными являются строгий распорядок дня и не менее строгий режим, касающийся всего и вся. Ребёнок пусть и не так сурово, как в спартанские времена, но также проходит определённую закалку силу воли. В частности, он должен с лёгкостью переносить все тяготы полевых условий и уж, ни приведи Господи, никогда не плакать – ни от боли (душевной, а тем более физической), ни от жары и ни от холода. Да много всего тут можно перечислить. Ведь при желании можно запретить практически всё. Теперь что касается отношений между родителями и ребёнком. Здесь также всё должно проходить строго по регламенту – никаких ласк, объятий и поцелуев. Да что там говорить – хвалить ребёнка также запрещается. Баловать в таких семьях не принято, ключевое слово здесь – надо! Подобные «ежовые рукавицы» позволяют воспитать жёсткого и сильного человека, максимально приспособленного к окружающей действительности и далёкого от лирики и романтизма. «За» или «против» такой формы воспитания можно привести немало аргументов. В частности, из основных «за» можно выделить воспитание сильного характера у ребёнка, он становится настоящим бойцом, он подготовлен к жизни, не знает никаких сантиментов, часто мешающих для продвижения по карьерной лестнице. Получается этакая машина, просто обречённая на успех. Однако в жизни помимо работы и постоянной борьбы с окружающим и внутренним миром, есть ещё и жизнь личная. Вот с этим у «спартанцев» наблюдаются очевидные проблемы, они нечувствительны к чужим переживаниям, жестки в обращении, а порой и жестоки. Понятно, что с таким поведением построение счастливой семьи является непростой задачей. Хотя создать ещё одну «спартанскую» ячейку общества вполне можно. И самое главное, при всех кажущихся преимуществах спартанской системы воспитания, не стоит забывать главного – при ней дети лишаются самого главного. У них отнимается детство, тепло материнских рук и забота отца. Конечно, каждому делать свой выбор касательно воспитания собственных детей, но наиболее правильным видится вариант грамотного сочетания обычных форм воспитания с некоторыми элементами «из Спарты», поскольку мужественность мальчикам не помешает. Главное найти правильный баланс и не перестараться! А.Матвеев, 2012, специально для 0106.ru
|
© 0106.ru - День защиты детей, 2010-2022. Детская безопасность, защита детей дома, в детском учреждении, в общественном месте. Семейная безопасность, проблемы психологии. Опасности окружающей среды и социума. |
Контакты Карта сайта |
«Зелёный свет»
|